Альтернатива

   Третий день полного штиля. Сухая, прохладная и такая золотая осень: в воздухе летит паутина, небо какой-то невесомой, запредельной голубизны. Ничто не шелохнётся, даже тени замерли и не спешат покинуть нагретые камни.

   Вечер. Снизу, из ущелья доносится глухой, протяжный рёв – у оленей гон. Тишину осторожно растрёпывает ветер.  До сих пор тихий и покладистый костёр начинает огрызаться и расплёвывать искры, дым ходит ходуном, то стелется, то снова устремляется вверх. Луна как-то картинно появляется и тут же прячется за тучами. «Южный ветер» усиливается и уже заметно гуляет в верхушках сосен. Демоническое дыханье гор переходит в стоны и всхлипывания. Шквальный пронизывающий ветер сыпет бисером дождя. Кто-то из нашей группы заметил: «Погода испортилась, недаром, вчера вокруг луны такой ареол был».

      Это лишь один из эпизодов, который возник в памяти, когда стал вопрос написать о приметах и суевериях в туризме и у туристов. Попытаюсь максимально систематизировать огромное количество примет, суеверий, да и просто баек, последние, как известно, у каждой походной компании свои.

   Для начала всё же стоит разобраться, чем отличаются приметы от суеверий. Сама этимология этих слов уже ясно даёт понять, что: примечать, приметный и примета имеют общий корень «мет», то есть точный, а вот суеверие несёт в себе корень «вера». Таким образом, примета – это нечто точное, а суеверие основано на вере. Многочисленные же интернет источники также утверждают, что суеверие – это удел людей с низким уровнем культуры, а приметы свойственно подмечать людям недюжинного ума и кругозора. На мой взгляд, принципиальное отличие первых от вторых исключительно в возможности объяснения такого или иного явления с точки зрения физики, химии, астрономии и любой другой официальной науки.

       Какие же приметы важны и востребованы туристами в походах по Крыму? В первую очередь те, которые касаются погоды, ведь метеопрогнозы касаются населённых пунктов, а не гор. Хотя в большинстве случаев истинную причину неверного прогноза невероятно удачно сформулировал Дж. К. Джером: «Но кому нужны предсказания погоды? То, что она портится, уже само по себе достаточно скверно; зачем же еще отравлять себе жизнь, узнавая об этом заранее?»

   Что и как сообщает об изменениях погоды? Ареол вокруг луны – погода будет меняться, а то и портиться. Дым от костра поменял направление или стелется – смена атмосферного давления, а оно в свою очередь поменяет погоду. Блещут звёзды, небо чистое – ночь будет морозной. Закат ярко красный, на небе перистые облака – будет ветер. Муравейники закрыты, птицы низко летают – быть дождю. Ночью и вечером выпадает обильная роса из-за перепада температур, днём было жарко, а ночь будет прохладная и без ветра.

         

 

 

 

 

 

 

 

 

   У всех альпинистов, поднимающихся на Эльбрус с южной стороны, погода, а вернее её ухудшение точно предсказывается по облачности над Ушбой (эту гору хорошо видно с южных склонов Эльбруса). Если среди ясного неба над Ушбой появилось облако, то в последующие дни погода точно испортится: проверено неоднократно.

   Всё перечисленное – всего лишь малая часть из огромного пласта знаний, который тщательно и трепетно формировали и оберегали наши предки. Казалось бы, сейчас все эти эффекты описаны и разъяснены, мистическая вуаль сорвана и выброшена, но тут, покопавшись в памяти, опытные туристы бережно извлекают свёрток суеверий. Дальнейший вариант развития событий опять-таки описан в классике: «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам».

   Так обычные столовые приборы, взятые в поход, могут накликать непогоду. Вилка в походе – быть плохой погоде в самых разнообразных проявлениях. Оставишь ножи возле кострища на ночь – в группе будут конфликты, на маршруте будут постоянно препятствия.

   Вечером, если к костру подсаживается одинокий путник, то нужно непременно угостить, хотя бы чаем – это не просто общечеловеческая этика, но и отражение языческих поверий. Вдруг леший пришёл морочить, а мы его уважим. Примерно по этим же соображениям в горах принято здороваться со всеми проходящими.

   В походах по Байкалу, принято ещё до первой ночёвки подносить духам молоко. Дескать, только тогда будет и погода, и тихая вода.

   Есть и более зловещие приметы, например, хлеб нельзя класть на выпуклую сторону – к покойнику. Перед восхождениями нельзя шить, клеить, а вот одетый наизнанку любой предмет одежды приводит к травмам. Отследить истоки последнего суеверия сложно, так как у древних славян было строго наоборот: не можешь найти тропинку, морочит леший, одень всё наизнанку тут же выйдешь на нужную тропу.

   К утру дождь закончился, ветер стих, с гор спустился густой, холодный туман, лес замер. «По дороге с облаками» мы медленно поднимаемся наверх, на яйлу, не уставая обсуждать, что же явилось причиной внезапно плохой погоды: вилки, циклон, сквернословие или стечение обстоятельств. Сошлись на том, что уважение к суевериям – основа любой субкультуры, а знаки, которые даёт природа нельзя игнорировать, тем более, что современная наука их объясняет и подтверждает. Самая же плохая примета с непременными последствиями: выброшенный в лесу мусор. Этого точно не прощают ни люди, ни духи.

Яндекс.Метрика