Самый пошлый из всех эпитетов, который можно только представить, чего нельзя сказать о маршруте: маршрут авторский, новый и главное очень комфортный для межсезонья и зимы. Большие высоты на маршруте не встречаются, но обзорности здесь хватает и без них: вид на юго-западное побережье Крыма с Байдарской яйлы, развалины древних монастырей, средневековые дороги, миниатюрная сверху и почти что игрушечная, невероятно красивая Форосская церковь, сказочные переливы вершин: Мердвен-Кая, Морчека, Кастропольская и, конечно же, Байдарская долина – та самая Крымская Швейцария.
Сидя на краю яйлы, глядя как шторм трепет берег Меласса, как взбешённое море играет всеми красками, а Южный ветер, с демоническим хохотом, танцует на перевале «Чёртова лестница», понимаешь, что экстатический восторг, вызываемый даже словом «Швейцария» – миф для тех, кто просто не ходил в Походы по Крыму.
Подробности маршрута похода «Крымская Швейцария»:
Маршрут рассчитан на три дня, две ночёвки
Ночёвки в туристических приютах!
Участники похода встречаются в городе Севастополь!
Нитка маршрута похода:
город Севастополь – Ласпинский перевал – скалы Тышлар – Форосский кант — Форосская церковь – Байдарская яйла – гора Кильсе-Бурун – перевал Чёртова лестница – г. Челеби-Яурн-Бели – скала Парус – город Севастополь
Стоимость похода:
3 дня (2 ночёвки) — 7 900 руб.
Коротко о главном (по мотивам часто задаваемых вопросов):
1. Маршрут стартует в городе Севастополь, а не Симферополь.
2. Севастополь и Симферополь – это два разных города. Самолёт прилетит в Симферополь – это точно, абсолютно точно .
3. Встречаемся на центральной автостанции в городе Севастополь. В город-герой можно добраться рейсовым автобусом из любой точки Крыма. Троллейбусы в Севастополь не ходят, они ходят в Ялту.
4. Маршрут предполагает ночёвки на туристическом приюте. В приюте есть всё необходимое для жизни: кровати, электричество, кухня.
5. Желательно взять свой спальный мешок.
6. Маршрут предполагает радиальные выходы, но минимальный объём рюкзака составляет 50 л.
7. Маршрут заканчивается на трассе Ялта-Севастополь, в районе мыса Сарыч.
8. Недостающее снаряжение можно взять напрокат.
Список личных вещей и снаряжения для похода:
Рюкзак:
– Минимальный объём 40-50 литров.
Обувь:
– Ботинки треккинговые, зимние, с хорошим протектором.
– Тапочки на вечер, ночуем всё-таки в помещении! 🙂
Одежда:
– Брюки (не джинсы!), желательно без крупных, тяжёлых ремней;
– Термобельё или любое другое исподнее;
– Флисовая пайта /свитер, то есть средний слой;
– Куртка средне тёплая, желательно с мембраной;
– Шапка + перчатки, бафф или шарф, на случай ветра;
– Носки обычные + шерстяные.
Палки треккинговые (по желанию)
Защита от снега / дождя:
– Накидка на рюкзак;
– Накидка на себя (дождевик, пончо);
– Пропитка для обуви водоотталкивающая.
Аксессуары:
– Зарядки на все устройства, которые будут с собой;
– Мыльно-рыльные принадлежности;
– Термос.
Подробное описание маршрута похода «Крымская Швейцария« по дням:
1-й день похода – В этот раз мы изменим традиционному месту встречи и встретимся в городе-герое Севастополь. Автостанция быстро исчезнет из вида и вот автобус вывозит нас на одну из самых живописных крымских трасс: Севастополь – Ялта. Каждый новый виток дороги и ландшафты, пейзажи, исторические события, имена несутся с немыслимой скоростью. С левой стороны показалась знаменитая гора Гасфорта. Сейчас её знают как место, где проводится байк-шоу, хотя история её интересная и почти детективная. Высота названа в честь В.Г. Гасфорта, командующего пехотным полком во время первой обороны Севастополя. В 1977 году возле горы начали строить горно-обогатительный комбинат, но строительство остановили, якобы из-за неэффективности проекта. Основная же цель этой деятельности была следующей: скрыть строительство запасного командного пункта или же объекта «221». Грандиозное строение времён холодной войны: 4 подземных этажа, тоннели по которым может ехать КАМАЗ, а с трассы просто дом, но если подойти ближе, то видно, что окна у дома нарисованы…
Вершину горы, некогда венчало итальянское кладбище, сильно пострадавшее как во время Великой отечественной войны, так и во время добычи флюса. Опунция, которую некогда привезли сюда итальянцы, разрослась и образовала целую долину – долину кактусов.
Новый виток дороги, и вот узкие ленты асфальта потянулись вниз, в Байдарскую долину, ту самую Крымскую Швейцарию, хотя Альпы в Крыму находятся не здесь – это удел южнобережья. Знатоки утверждают, что здешние пейзажи очень похожи, а археологи точно знают, что история долины превосходит по древности всю Западную Европу.
Ещё один поворот и вот из ожерелья скал, обрамлённых морем, выступает скала с часовней. Это Ласпинский перевал, высшая точка всей трассы, а скала названа в честь талантливого инженера Гарина-Михайловского, чьи расчёты, ещё конца 19 века использовались при строительстве дороги.
Ещё немного и мы на месте, далее начинается пешеходная часть маршрута. Небольшой, но крутой подъём через лес и мы у цели: перед нами скалы Тышлар, или же Храм Солнца, или же Каменный цветок. Сооружение это полностью создано природой – высокие остроугольные скалы в рисунке образуют цветок. Это хорошо видно с горы Ильяс-Кая, которая находится выше. Летом сюда стягиваются немыслимые орды: эзотерики, маги, йоги, язычники и атеисты, и, конечно же, Походники.
Мы же продолжим наш путь, ведь впереди нас ожидает Крымская классика – Байдарская яйла и великолепные виды на Ласпинскую бухту, Батилиман, Байдарскую долину, ведь походы по Крыму – это, прежде всего, эстетическое удовольствие.
Байдарская яйла – самая западная из всех яйл Главной гряды крымских гор, самая низкая яйла, высоты здесь не более 650 метров, но эти завораживающие виды останутся в памяти навсегда. Виноцветное гомеровское море, глубокие бухты, свечи можжевельников несколько напоминают Перевалы горного Крыма, но кто сказал что походы по Крыму – это обязательно немыслимые подъёмы?!
Отдохнув и запечатлев все достопримечательности, начинаем спуск к знаменитому перевалу Байдарские ворота. Это перевал, который находится на старой трассе Ялта-Севастополь. Сама арка построена 1848 году по проекту архитектора Эшлимана, в честь завершения строительства дороги. Она напоминает античный порт, сейчас это ворота в яркий и незабываемый мир горного Крыма. Отсюда нам придётся немного спуститься вниз: гостиницы, которые здесь были в 1917 г., к сожалению, разрушены, а ночевать мы будем недалеко от Форосской церкви, но её посещение мы отложим на завтра.
2-й день похода – Утром, неспешно собравшись, всё же зайдём в уникальное архитектурное сооружение – Форосскую церковь или же церковь Воскресения Христова. Если ехать по трассе ночью, то удачно подсвеченная церковь видна, а вот скала под ней нет, и церковь будто парит в воздухе и путешественник невольно восклицает слово: «Чудо!». Восклицать его стоит три раза. Строительство и дальнейшая судьба церкви действительно связана с чудом. Чудо первое: во время крушения поезда на Харьковской железной дороге семья Александра III чудом осталась жива. В 1888 году на средства купца А.Г. Кузнецова построена эта церковь. Чудо второе: во время грандиозного Ялтинского землетрясения 1927 года и дом Кузнецова, и церковь выстояли. Чудо третье: после революции здесь было всё от склада до конюшни, но в 1990 году церковь возродили и снова колокольный звон наполнил округу.
Мы же должны идти дальше. Узкий подъём по можжевеловому лесу и ещё несколько удачных кадров: отсюда Форосская церковь смотрится особенно эффектно. Небольшой подъём, и мы поднялись на плато Байдарского оползня. Мягкие линии яйлы, небольшой подъём и вот мы у развалин средневековой часовни. Здесь мы отдохнём и снова в путь, впереди нас ждёт гора Кильсе-Бурун, или же Церковный мыс. Острый мыс, гордо возвышается над яйлой, высота его небольшая, чуть больше 500 метров. Здесь были обнаружены развалины средневекового поселения.
По самому плоскогорью тянется ещё римская дорога. Римляне издревле облюбовали этот район: из села Подгорное, Байдарской долины поднимается военная римская дорога, сейчас известная как Календская тропа, по старому названию села Подгорное – Календы. По одной из версий, охрана дороги менялась в первый день месяца, то есть по календарю. Дорога вела к крепости Харакс на Южном берегу Крыма. Поскольку строители древних дорог за качество своего труда отвечали не только репутацией, но и головой, то их дороги до сих пор хорошо угадываются и читаются даже спустя долгие столетья.
Ветер странствий уже не так сильно подгоняет нас – дорога идёт вниз и постепенно заходит в лес. Немного пройдём по уверенной грунтовой дороге, и вот буки вежливо расступятся: впереди перевал Шайтан-Мердвен или же Чёртова лестница. Это название дано не случайно: известняки здесь пористые, и когда дыхание гор становится порывистым и ветер задувает с особой силой, лестница воет и хохочет со всем презрением к людям, которые думали, что прорубив в скалах этот проход, они смогли подчинить их.
Место это примечательно не только как исторический объект, но и как культурный. Во время своего путешествия по Крыму по лестнице поднимался А.С. Пушкин. Хоть он подробно написал о тяготах пути и о том, как приходилась держаться за лошадей, этот поход по Крыму всё же и на него произвёл неизгладимое впечатление.
Этот перевал последний на сегодня, наш путь По дороге с облаками окончен, нам предстоит спуск вниз и живописный путь по нижней дороге к нашему домику.
3-й день похода – Утренний кофе, сборы и снова в путь нас ждут новые впечатления. Ещё раз посмотрим на Форосскую церковь, угостим любопытных котов и начнём спускаться по остаткам земской дороги. Когда-то путь из Севастополя в Ялту был долог и тернист, а дорога Ялта — Гончарное поражала не только своей красотой, но и коварными камнепадами. Дорога, по которой нам предстоит идти, сейчас больше напоминает тропу, хотя некогда по ней ходили экипажи, а под Кильсе-Бурун даже были конюшни и постоялый двор. Сейчас только родники и верстовые столбы напоминают о том, что здесь проходила дорога. Ещё немного и мы под каменным хаосом горы Челеби. Топоним тюркский, и это как не странно фамилия. Фамилия турецкого путешественника Эвлии Челеби, который составил описание Пещерных городов Крыма. Каменный хаос здесь был достаточно давно, но большая его масса образовалась во время большого Ялтинского землетрясения.
Минуя обвал, сразу бросается в глаза крупная одиночно стоящая скала: скала Парус. Мекка скалолазов и альпинистов, она действительно парус в корабле путешественника, ведь её хорошо видно и с трассы.
Наш путь теперь идёт только вниз, Античные тропы остались позади, изогнутый контур яйлы сливается с небом, а море призывно флиртует с горизонтом. Опять автобус, опять причудливые картины крымской природы, а мысли остались там, наверху, где-то на позабытом перевале, где-то под аркой Байдарских ворот, где-то, куда ещё не проник мир циников и планшетов.