Сбежав от летней жары в Большие горы, сначала просто вспоминаешь, а потом и вовсе собираешь в памяти свою галерею крымских гравюр: закатные краски солнца на упругом летнем море, запахи цветущей яйлы, переливчатый зов родника, к которому надо так долго идти.
Картины, картинки, целые полотна рождаются в сознании, когда ты идёшь по хребтам «Античными тропами», приближаясь к одному тебе известной цели, но любая дорога имеет начало и имеет конец. Память, цепляясь за лучшие воспоминания, создаёт немыслимые гравюры.
Все мои гравюры – это отпечаток Восточного Крыма в самых ценных уголках памяти. Закрытый от посторонних взглядов глубоким бархатом леса Кок-Асан, страж Восточного Крыма – пик скалы Свидание, закаты и рассветы в Кутлакской бухте, бесконечная панорама с горы Манджил, Коктебель Максимилиана Волошина, колоннада на горе Коклюк и «Звездопад воспоминаний». Здесь нет слащавой утончённости Юго-Западного Крыма, нет безумных орд любителей селфи, есть только чистые краски, неторопливый шум прибоя и главная гравюра, которая остаётся после любого похода: оттиск Крыма на отчищенном от гаджетов сознании!
Краткое описание маршрута похода «Крымские гравюры»:
Маршрут рассчитан на: 3 дня (2 ночёвки), 5 дней (4 ночёвки) и 6 дней (5 ночёвок)
Нитка маршрута на 3 дня: туристическая стоянка Нижний Кок-Асан — перевал Горуча-Богаз – скала Свидание – Арпатские водопады — с.Зеленогорье – гора Орта-Таш-Тепе – гора Тапшанлар – с.Морское – Кутлакская бухта – гора Караул-Оба – пос.Новый Свет – г.Судак
Нитка маршрута на 5 дней: туристическая стоянка Нижний Кок-Асан — перевал Горуча-Богаз – скала Свидание – Арпатские водопады — с.Зеленогорье – гора Орта-Таш-Тепе – гора Тапшанлар – с.Морское – Кутлакская бухта – гора Караул-Оба – пос.Новый Свет – г.Судак – гора Манджил – перевал Синор – пос.Коктебель
Нитка маршрута на 6 дней: туристическая стоянка Нижний Кок-Асан – перевал Горуча Богаз – скала Свидание – Арпатские водопады — с.Зеленогорье – гора Орта-Таш-Тепе – гора Тапшанлар – с.Морское – Кутлакская бухта – гора Караул-Оба – пос.Новый Свет – г.Судак – гора Манджил – перевал Синор – пос.Коктебель – гора Коклюк – хребет Узун-Сырт – г.Старый Крым
Уровень сложности: средний
Стоимость похода:
3 дня (2 ночёвки) — 8 200 руб.
5 дней (4 ночёвки) — 14 700 руб.
6 дней (5 ночёвок) — 17 300 руб.
Подробное описание маршрута похода «Крымские гравюры» по дням:
1-й день похода, Первые зарисовки
Встреча с группой волнует ещё сильней, чем предстоящее приключение, ведь от ваших попутчиков зависит самое основное: станут ли походы по Крыму источником вдохновения и ярким впечатлением или просто отложатся в дальний чулан памяти как неудачная поездка.
Шумящий и торопливый симферопольский вокзал, среди всех выискиваешь попутчиков в этом походе, как-то непривычно видеть походников без палаток, карематов и прочих атрибутов походной жизни, но этот маршрут мы пройдём с настоящим комфортом.
Микроавтобус увозит нас прочь из задыхающегося от суеты и машин города. И вот за окнами начинают мелькать сёла, с левой стороны стоит необычная колонна – Екатеринская миля – своеобразный дорожный знак, устанавливаемый через каждые 10 вёрст на пути предполагаемого следования Екатерины II. То, что мы с вами сможем увидеть из окна, к сожалению, реконструкция. От той самой «оригинальной» мили остался лишь постамент.
Пасторальный пейзаж окрестных сёл вскоре сменится: справа вдалеке отчётливо проступает резкий контур Караби яйлы: «пастбище чёрных коней», так принято переводить этот топоним. Это самая большая яйла Крыма! Гордо и неприступно высится она, расставляя ловушки и границы: перевалы горного Крыма.
Чуть проехав Белогорск, поворачиваем вправо к таким неприступным горам. Остановимся ненадолго на смотровой площадке: отсюда хорошо видны два скальных прохода: Демир-Капу – «Железные ворота» и Шайтан-Капу – «Чёртовы ворота», а между ними пробивает себе путь река Танасу.
Совсем неухоженная дорога приведёт к приятным, приветливым полянам на туристической стоянке Нижний Кок-Асан. Отсюда придётся немного пройти по лесу и вскоре откроется небывалый вид на Восточный Крым: затерянное в горах село Зеленогорье, скрытое от посторонних глаз урочище Панагия, каменный лик Сокола и гомеровское винноцветное море. Каменный, казалось бы, непреодолимый идол скалы Свидание укажет нам путь вниз. Здесь в уютном коттедже мы остановимся: зарисовка для гравюры быстро набросана, но ещё не готова.
2-й день похода, Дорисовываем контуры
Вчерашние виды, всё ещё толпятся в памяти, как дети возле новогодней ёлки, а нам уже необходимо начинать писать новую страницу нашего путешествия. Собрав вещи, и позавтракав, собираемся в путь.
Выходим на окраину небольшого загадочного посёлка Зеленогорье: точного времени его возникновения так и не смогли определить. Также, точно не известен, а точнее до сих пор остаётся спорным перевод топонима Арпат. В переводе с тюркских языков название переводится, как ячмень, но есть и похожее греческое слово, которое переводится, как похищать. Ещё одна версия гласит, что название восходит к армянскому Сурб-Урбат, что переводится как Святая Параскева.
Мы же, немного поднявшись вверх, спускаемся в долину, густо засаженную виноградом, а хорошо укатанная грунтовая дорога приведёт нас на вершину горы Орта-Таш-Тепе. Дословно это «холм с камнем посередине», и действительно чуть ниже вершины торчит огромный камень! Все наши старания на подъёме сюда будут вознаграждены сполна: яркие вспышки солнца на море, над его изумрудной гладью гордо расправила крылья гора Сокол, а за ней застыла в воде изогнутая спина древнего ящера – мыс Меганом.
Тропа же ведёт нас дальше и вот жёлтый изгиб горы Тапшанлар рисует акварелью невиданные миры Крымского Востока: далёкие мысы, древние таврские берега, глухо бьётся о берег волна, насыщенный можжевельником и морем южный ветер заигрывает с тентами палаток, сиротливо прижавшихся к глинистым обрывам.
Мы же продолжаем стремиться к морю. Когда смотришь сверху, то крохотные домики поселка Морское воскрешают прочитанное когда-то давно, где-то далеко отсюда: генуэзское поселение, но сначала аланы и готы. Старое название посёлка Морское – Капсихор: выжженное село.
Современный южнобережный посёлок, никто не вспоминает про аланов и генуэзцев и только величественные развалины Чобан-Куле остаются маяком вне времени.
Уютный домик с садом, вечернее чаепитие, неверные штрихи уже приобретают характер рисунка, но до совершенства ещё далеко, надо дождаться «завтра».
3-й день похода, Наброски акварелью
Казалось бы, что всё разнообразие пейзажей уже пройдено и самое далёкое в начале маршрута море уже практически в руках, но сегодня нас ждёт нечто особенное. Несмотря на то, что Новый Свет и Голицинская тропа уже давно стали Меккой любителей «активного отдыха», которые героически боролись в шлёпанцах и каблуках с неровностями рельефа, чтобы лично приобщиться к небывалым красотам мироздания, ни бухта, ни тропы не потеряли своей изысканной, взыскательной красоты!
Утром, как, впрочем, и вчера, сборы, завтрак и небольшой переезд в Кутлакскую бухту. Бухта расположена между мысом Ай-Фока и массивом Караул-Оба. Ай-Фока: мыс святого Фоки, гора Караул-Оба: сторожевая скала. Эта бухта помнит многое и многих. С двух сторон находится развалины средневековых генуэзских укреплений, а до них на этот каменистый берег вытаскивали свои лодки тавры-листригоны, жгли костры на берегу, брали на абордаж греческие корабли. На склонах мыса Ай-Фока есть несколько таврских захоронений, так называемых подбойных ящиков.
Нам же предстоит подняться на массив Караул-Оба. Идти здесь одно удовольствие: хорошо натоптанная тропа, причудливые скалы и целые заросли можжевельника, а на отвесных скалах, гордо цепляясь за жизнь, растёт сосна Станкевича: эндемик, с небольшой численностью. Скалы всё сильнее нависают и практически смыкаются, но проход всё же есть и вот мы оказываемся уже в фисташковой роще. Фисташка туполистная такой же средиземноморский гость, как инжир и хурма и встречается в Крыму отнюдь не повсеместно.
Проходим через теснину ещё раз, насладившись величием скал. Очень крутая лестница приводит нас к небольшой площадке, тайный изгиб которой откроет вход в иную реальность: мыс Капчик, как змея окручивает бухту, острый рог Хоба-Каи режет небо, гора Сокол как огромная скульптура, памятник крымской природе, ветки сосен тщательно создают нужный фон и композицию.
Далее этот вид нас уже не покинет, он будет вести нас к самому мысу Капчик, пока узкая полоска берега и ещё один подъём не приведёт нас в недра массива – гроту Шаляпина. Здесь проходили концерты и держались вина, быть может, здесь Голицын впервые предложил своим гостям то самое первое Новосветовское игристое, которое произвело фурор на международной выставке?
Мы же выходим в небольшой посёлок, который раньше именовался Парадиз, а сейчас Новый Свет, но рай останется раем, а названия можно менять до бесконечности. Отсюда до Судака можно добраться пешком, а можно доехать на рейсовом транспорте. В древней Сугдее мы будем жить недалеко от мыса Алчак, конечно же, возле моря, ведь для того, чтобы закончить наши наброски, необходим закат, а именно закат на море!
4-й день похода, Эстампаж
Этим утром, вместо привычного сонного кофе где-то за столом, мы сходим на море. Розоватый рассвет разливается из генуэзской крепости и затапливает море, Крепостную, Алчак, Сокол: этот вид привязывает сильней, чем все пейзажи мира, древнея Сугдея воскресает, сбросив налёт провинциального приморского городка. В бухту заходят невиданные суда, купцы раскрывают сундуки, кто-то привёз рабов. Город говорит на разных языках, не скупясь, сыпется золото, совершаются сделки, а часовой на самой восточной башне точно также наблюдает, как розовая акварель рассвета смешивается с морем. Сидя здесь, на пустынном пляже, вдруг неожиданно понимаешь, что всё это не вытерто ластиком времён, войн, революций, город в этом виде существует в другой точке пространства, вне времени, а увидеть его можно как всегда только на рассвете.
Эстампаж – это всегда сложно, объёмный рельеф упорно не хочет ложиться на ровный лист бумаги, но этот день подарит нам сильный творческий импульс. Несмотря на то, что мы ещё в черте города, к очередной горной тропе мы придём достаточно быстро: несколько домов и вот начинается хорошо протоптанная через сосняк тропа.
Сначала мягко огибает, потом с остервенением начинает набирать высоту. Восточный Крым, несмотря на общие небольшие высоты, коварно подсовывает порой достаточно приличные перепады высот, но все походы по Крыму – это неизбежный спуск/подъём. Ещё немного подъёма и вот мы выходим к хорошо выраженной седловине: безымянный перевал между горой Манджил, высшей точкой хребта Токлук-Сырт и прорезанного террасами склона.
На склонах то здесь, то там можно найти фрагменты черепицы: остатки византийского водопровода, снабжавшего водой Таракташ (Дачное). Сам источник находится выше, Ай-Георгий: название родника повторяет второе название самого массива. Хотя краеведы и любители старинных карт утверждают, что родник называется Манджил-Чешме, а массив Ай-Георгий. Здесь же недалеко на склоне расположены развалины византийского храма, воду, очевидно, набирали там же в роднике.
Немного отдохнув, поднимаемся выше на вершину горы Манджил: причудливый, удивительный мир Крымского Востока. Мы им уже восторгались, мы будем им восторгаться на каждой обзорной точке, будем вспоминать этот вид, каждый раз, когда будем слышать слово «Крым». Сгорбленный контур горы Перчем, скальные копья Караул-Обы, изящный Алчак, такой близкий Меганом, и всё это непостижимо связывается с древним городом, дозорным на самой восточной башне, который продолжает наблюдать за эфемерным рассветом.
Мы же поднимаемся и продолжаем своё путешествие на этот раз уже по самой кромке хребта Токлук-Сырт. Вскоре, минув заброшенную плантацию розы, спускаемся на перевал Синор (указатель дороги, камни обозначающие путь к тропе). Отсюда необходимо ещё подняться вверх и вот вскоре мы окажемся под горой Урбаш. Отдохнув, возле ещё одного родника, нам предстоит на этот раз спуск в село Краснокаменка, или же Кизил-Таш. Некогда закрытое, важный стратегический объект, здесь хранились ядерные боеголовки – всё это кажется какими-то безумными легендами, когда идёшь по тихому, закрытому скалами и лесом населенному пункту: назвать это селом язык всё же не поворачивается. До Коктебеля мы доберёмся на рейсовом автобусе. Здесь на фоне древнего Кара-Дага, нам всё же удастся уложить все пейзажи, виды, древние крепости в плоскость человеческой памяти и закончить свой эстампаж.
5-й день похода, Рисуем маслом
Крикливая летом, и пустынная зимой набережная Коктебеля, настоящий «Крымский декаданс». Мысли у тех, кто впервые по ней идёт, самые разнообразные, первая, конечно же, почему Волошин выбрал именно этот небольшой посёлок, почему Киммерия именно здесь?!
Время быстро расставляет всё на свои места: начинаем подъём на холм Волошина, или же гору Кучук-Янышар. Тропа медленно, но уверенно набирает высоту и вот ещё немного и мы у цели. Каменная плита (могила Волошина и его верной спутницы М.С. Заболоцкой) сплошь усеяна галькой с многочисленными пожеланиями, просьбами, мольбами.
Сам Волошин завещал не приносить цветы, а только гальку с Кара-Дага, оставим здесь и свои камни. Посмотрим вниз: под нами Тихая и Мёртвая бухты. Мыс Хамелеон тихо нежится в море. К сожалению, мы не спускаемся к ним, но знаменитый ещё советский фильм «Алые паруса» снимали здесь: в Тихой бухте. Песок там мелкий, золотистый и непростительное для Восточного Крыма мелководье. Вряд ли А.С. Грин представлял Тихую бухту, когда тщательно прорисовывал финальную самую яркую сцену всего романа, но для меня «Алые паруса» и Тихая бухта уже давно стали одним местом и одним событием.
Спускаемся с Кучук-Енышара и неторопливо идём к длинному и вытянутому хребту. Это Узун-Сырт, знаменитая гора Клементьева – колыбель планеризма СССР, изогнутое плато с тремя выраженными возвышенностями. Здесь образуются уникальные восходящие потоки, по одной из местных легенд этот эффект был замечен чуть ли не Волошиным.
Мы же идём по хребту, уверенная ходьба по плоскогорью приносит только удовольствие, небольшой спуск и вдалеке открывается совершенно нереальное видение: зубцы как на Ай-Петри, а сверху над ними каменная колоннада, как на Бабугане. Отчасти мысли верны: старое название колоннады такое же, как и у её западной сестры – «Беседка ветров». А после недавней реконструкции этой ротонде дали новое имя – «Звездопад воспоминаний».
Греческий олимп, здесь отдыхают боги, любуясь видами Кара-Дага, Армутлукской долины и озера Бараколь, здесь оживают воспоминания и метеоритным дождём рассыпаются в памяти. Отсюда хочется кричать всё несказанное, то, что не успел, то о чём промолчал.
Спускаемся вниз, хорошо наезженная дорога приведёт нас к горе Сары-Кая, острые кромки которой фактурными мазками создадут новую яркую картину из всех пережитых, увиденных образов.
Вскоре мы попадём в древнюю столицу крымского ханства, современное название затерянного Крыма пошло именно оттуда: ордынцы именовали его не иначе как Кырым (ров, окоп). Здесь в небольшом уютном домике мы окончим наш путь, и, немного подкорректировав, закончим работу маслом.
6-й день похода, Создаём гравюру
Мы почти у цели, поэтому этот день посвятим обычной экскурсии по городу. В нашем распоряжении почти целый день, поэтому проведём его с пользой. В арабских источниках город именовался вторым Багдадом! Сейчас это только руины мечетей, храмов, знаменитого Караван-Сарая. Узкие улочки, развалины храмов, неторопливая публика, кофе в местном кафе. Всё это и поможет создать ту самую крымскую, не на что непохожую гравюру.
Из Старого Крыма легко можно уехать практически в любую точку Крыма и только здесь, на автостанции искренне жалеешь о том, что все нарисованные картины так никто и не увидит, а вот гравюра Восточного Крыма оставит свой вечный оттиск!