Относительно недавно в социальных сетях увидела очередную инструкцию на тему: «Как выжить в экстремальных ситуациях?» Автор многообещающе увещевал, что выжить можно и в лавине, и в цунами, и в эпицентре землетрясения и даже в жерле извергающегося вулкана, но нужно знать, как правильно себя вести. Среди всех зол и бед были не перечислены разве что апокалипсис и библейская саранча, но почему-то жара осталась за строками сакрального фолианта.
Все хоть раз побывавшие в Крыму в июле/августе прекрасно меня поймут: плавящийся асфальт городов, раскалённые добела камни возле вожделенного моря, красота Нового Света – мусор по сравнению с красотой гостиничного номера с кондиционером. От пляжа тошно, мысли о душном экскурсионном автобусе вызывают панику, остаётся номер и кондиционер.
Этот маршрут специально разработан для самых жарких месяцев: июля и августа и включает в себя пешеходную часть — двухдневный поход по Чернореченскому каньону, и водную часть – поход на каяках в окрестностях Балаклавы.
Подробности маршрута похода «Поход водно-пешеходный»:
Маршрут рассчитан на 2/4 дня (одну/три ночёвки)
Ночёвки в палатках возле воды: река, море!
Участники похода встречаются в городе Севастополь!
Нитка маршрута:
город Севастополь – Байдарская долина – с. Широкое – Чернореченский каньон – с. Морозовка – Балаклава – бухты и пляжи окрестностей Балаклавы (урочище Инжир, пляж Васили, мыс Фиолент) – Балаклава.
Маршрут морского похода определяется погодными условиями и уровнем подготовки участников.
Стоимость похода:
двухдневный пешеходный поход (2 дня, 1 ночёвка) – 6 300 руб.
двухдневный поход на каяках (2 дня, 1 ночёвка) – 7 200 руб.
Четырёхдневный водно-пешеходный поход (4 дня, 3 ночёвки) – 13 500 руб.
В стоимость входит: трансфер г. Севастополь – с. Широкое, трансфер с. Морозовка – г. Балаклава, прокат оборудования для каякинга, прокат общественного снаряжения, трёхразовое питание, газовое оборудование, работа двух инструкторов.
В стоимость не входит: прокат личного снаряжения (палатка, спальник, коврик), стоимость проката можно посмотреть здесь, обратный трансфер. Стоимость утерянного/испорченного оборудования возмещается участниками похода.
Часто даваемые ответы, по мотивам часто задаваемых вопросов 🙂
1. Маршрут стартует в городе Севастополь, а не Симферополь.
2. Встречаемся на центральной автостанции в городе Севастополь. В город-герой можно добраться рейсовым автобусом из любой точки Крыма. Из Симферополя также ходит электричка.
3. Маршрут предполагает ночёвки в палатках. Первые два дня ночуем в лесу, на берегу реки, вторые два дня ночуем на море.
4. Для участия в маршруте необходимы хотя бы минимальные навыки плаванья.
5. Дети до 14 лет принимаются на четырёхдневный маршрут из расчёта 1 ребёнок+2 взрослых.
6. Возможность мыться в пресной воде будет безграничной и бесконечной, но только первые два дня, потом её не будет, причём совсем.
Список личных вещей и снаряжения для похода:
Рюкзак:
– Минимальный объём мужского рюкзака 70-80 литров, женского – 50 — 60 литров.
Спальник:
– Лимит комфорта не ниже +10, иначе будете спать рядом со спальником, а не в нём.
Палатка:
– Практически любая, но не сильно большая.
Коврик:
– Обычный туристический каремат, а не коврик для йоги! Разницу вы почувствуете в первую же ночь.
Палки треккинговые: (по желанию)
Обувь:
– Кроссовки с хорошим протектором, или тонкие туристические треккинговые ботинки. Обувь обязательно должна быть разношенной;
– Обувь для каякинга (тапочки, шлёпки).
Одежда:
– Брюки очень тонкие (если боитесь обгореть) или шорты, минимум две пары;
– Флисовая пайта;
– Штормовка на случай дождя или сильного ветра с моря;
– Футболки тонкие;
– Тонкая белая рубашка;
– Носки;
– Панама;
– Плавки/купальник.
Аксессуары:
– Ложка, миска, кружка;
– Предметы гигиены;
– Крем от солнца;
– Спрей от клещей и комаров;
– Полотенце;
– Фонарь налобный + комплект батареек.
Подробное описание маршрута похода «Поход водно-пешеходный» по дням:
Пешеходная часть маршрута первый и второй день путешествия.
Начинается наш поход в этот раз не как всегда, а в городе Севастополь. Садимся в заказанный заранее автобус и начинаем этот совершенно необычный маршрут. Немного покружим по узким севастопольским улицам и вот вскоре выедем на одну из самых зрелищных крымских дорог – трассу Севастополь-Ялта. Это, конечно, уже относительно современная дорога вызывает восхищение только невероятными красотами крымской природы и никого не удивить туннелями, которые призваны защищать от камнепадов, крутыми, но плавно проезжаемыми петлями.
В советское время – это был первый автобан, настоящее произведение инженерного искусства. В основу же взяты разработки гениального инженера Н.Г. Гарина – Михайловского, при этом современная автомобильная трасса предполагалась как железная дорога, которая должна была соединять Севастополь и Ялту.
Мы не сможем увидеть с дороги Крымскую Африку (бухты Ласпи и Батилиман), а повернём в Крымскую Швейцарию – Байдарскую долину. Название долины происходит от топонима «байдар» — старое название села Орлиное. Некоторые источники утверждают, что Байдар название тюркское, и состоит из двух слов Бай-Дере, но «дере» — переводится как «балка», а долина представляет собой выражено ровное пространство причём на большом протяжении. Можно предположить второй вариант трактовки топонима «падар» — травник, знахарь.
Несколько крутых поворотов дороги и пейзаж стремительно меняется: обширные озёра, мягкие контуры гор, зелень, аккуратные домики. Никакого Путешествия по каменному морю, а утопающие в зелени склоны – походы по Крыму такие разные. Вскоре автобус привезёт нас в с. Широкое – старое название Буюк – Мускомия. Тоже достаточно запутанный топоним: Биюк – сомнений не вызывает — «большой», а вот Мускомия – то ли, мускусный мёд, то ли межгорье. Село небольшое, хотя с богатейшей историей начиная с раннего средневековья, но наша цель дальше. Выходим на мосту и практически тут же входим в начало одного из самых гениальных творений крымской природы – Чернореченский каньон. Он самый протяжённый в Крыму – 12 км, а река Чёрная вторая по полноводности в Крыму. Русло реки местами очень извилистое, скалы вплотную подходят к воде, и чтобы пройти дальше необходимо изрядно постараться, но наградой за все трудности станет комфортная ночёвка возле речки в тишине и прохладе. Ведь именно за этим вы покинули расплавленный городской ад, ведь походы по Крыму – это в первую очередь отдых, но не для тела, а для души.
Утро в тиши и прохладе приходит тоже неспешно – ведь как хорошо просыпаться под пение птиц, а не под изрядно надоевший будильник. Второй день нашего пути мы начнём неторопливо- утренний кофе, неспешные сборы, опять движение вдоль реки и вот в реке мы увидим опоры некогда могучего моста и каменистую дорогу. Дорога и мост через реку был построена в 1941 году по приказу военного генерала Эриха Манштейна для проезда немецких танков в обход советского укрепрайона недалеко от села Терновка. Дорога до сих в хорошем состоянии, мост, конечно же, разобрали.
Стена каньона начинает подниматься вверх, мы уходим от реки и вот среди можжевельников в лесу видна хорошо выраженная массивная каменная кладка – это Бибиковский или Чоргуньский Исар, то есть крепость. Средневековое оборонительное сооружение с одной стороны защищённое стометровым обрывом, а с другой стороны самой рекой. Пройдя Античными тропами, можно оказаться внутри крепости, побродить по улицам, вдохнуть пряный можжевеловый воздух и представить дозорных, вглядывающихся в переливчатую зелень леса, слушающих шёпот реки. Ниже крепости, опять-таки на реке мы проведём и эту ночь. Походники, которые выбрали только двухдневное путешествие уже сегодня смогут попасть в село Черноречье, откуда можно уехать в город Севастополь.
Морская часть маршрута третий и четвёртый день путешествия.
Эта ночь опять порадовала нас спокойной прохладой, но утро приходит, а вместе с ним неумолимое солнце. Сегодня начнётся морская часть нашего путешествия. Утром нам всё же предстоит пройти пешком, выйдем в село Черноречье, старое название – Чоргунь. Это одно из древнейших поселений всего района, археологи находили здесь ещё таврские погребения. Хотя более ли менее крупный населённый пункт возник здесь не ранее 14 века. Сейчас оно знаменито, в основном, Чоргуньской башней, 12-гранным сооружением, круглым внутри высотой с четырёхэтажный дом. По одной из версий здесь был дворец.
Из села нас заберёт автобус, Южный ветер неутомимо гонит нас в Балаклаву. Тот самый крохотный городок с такой любовью открытый нам Александром Ивановичем Куприным. Небольшая уютная бухта, коты спешат укрыться от жары и в прохладе дожидаються вечернего лова рыбы, рыбаки тщательно поправили сети, праздная публика интересуется, как пройти в музей подводных лодок. А где-то совсем рядом, на скамейке возле причала сидит невидимый А.И. Куприн и пытливо смотрит на Балаклаву и балаклавцев, под взглядами измученных жарой и ожиданием рыбы кошек.
Вот мы и на станции, где получим свои каяки. Краткий инструктаж, тщательная упаковка вещей в гермомешки и вот первая попытка приручить море: нам нужно выйти из бухты преодолев, сети, и окрестные скалы. Куда мы направимся: в сторону урочища Инжир или в сторону мыса Фиолент? Решать не нам, здесь свои хозяева: ветер, волны, солнце… Любой из выбранных нами маршрутов, поразит, прочно отпечатается в памяти, а ночёвка в одной из бухт станет одной из самых любимых страниц нашего похода. Утром же под крики чаек, под целый Звездопад воспоминаний мы направимся обратно в Балаклаву. Кошки посмотрят на нас с отвращением: где рыба? А Александр Иванович с гордостью: миром движут авантюры и авантюристы.